Московская кузница театральных талантов во второй раз открыла свои двери для студентов и преподавателей вузов из стран СНГ в рамках фестиваля «ГИТИС — мастер-класс». Что привезли в столицу молодые актеры из Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Молдавии и Узбекистана и чему приехали учиться — в материале корреспондента «МК».
Студенты из СНГ привезли в ГИТИС свои спектакли Фото: Татьяна Маслова.
Грызть гранит науки в стенах родного вуза — вещь, конечно, хорошая, но куда продуктивней постигается мастерство актерской профессии в сравнении. С чем? Например, с опытом и методиками театральных училищ из бывших союзных республик СССР.
— Мы, как и сельское хозяйство в Советском Союзе, развиваемся сейчас интенсивным путем, — говорит ректор ГИТИСа Григорий Заславский. — Если в прошлом году на фестиваль приехало 4 делегации (3 студенческие и 1 преподавательская), то в этом году уже 6. А это 90 человек! На протяжении долгого времени наши училища развивались отдельно друг от друга. Несмотря на то что советское прошлое нас разделило, театральное, наоборот, соединяет.
К слову, о театрах. Студенческий театр из Узбекистана привез пантомимический спектакль «Артист», казахский Национальный университет искусств выбрал музыкальную постановку по народному эпосу «Хусни-Корлан», белорусская Академия искусств представляет «Игроков» Гоголя, студенты из Молдавии играют пьесу современного румынского драматурга Вишнека «Двери». А ереванский и азербайджанский университеты пусть и сошлись на шекспировском «Отелло», но, как подобает людям творческим, визуализировали абсолютно разные прочтения.
Фото: Татьяна Маслова.
Так, «Легенда об Отелло» благодаря усилиям студентов из Баку превратилась в мистическую балладу о полководце, сама жизнь которого была легендой, а смерть превратилась в героический и любовный эпос. В Ереване же представили Отелло наших дней. Молодые артисты показали историю простого солдата, которому проще быть героем на поле боя, чем жить в казарме среди невежества, пошлости и пересудов.
Несмотря на известные негативные отношения между государствами Армении и Азербайджана, на театр они, к счастью, не распространились. Пусть спектакли показали на национальных языках, студенты из обеих стран их посмотрели и оценили. Более того, после спектакля азербайджанские ребята поднялись на сцену и поприветствовали армянских артистов. Пускай они были вместе на сцене всего минуту, один Отелло похлопал по плечу другого, а один Яго — кивнул другому.
Фото: Татьяна Маслова.
Кстати, фестиваль открыт не только для гостей из дружественных государств, но и для простых зрителей. На время фестиваля «ГИТИС — мастер-класс» вход в учебный театр абсолютно бесплатный.
Не обойдется и без занятий. Руководство ГИТИСа запланировало обширную программу мастер-классов и семинаров для своих гостей, в том числе по сценодвижению и сценической речи.
— В прошлом году на мастер-классе режиссера Леонида Хейфеца преподаватели из других актерских школ буквально целовали ему руки. Пусть это и выглядело немного театрально, но невероятно трогательно, — вспоминает Григорий Заславский.
Впрочем, встречного движения по ведению семинаров от стран-участников ГИТИС пока не вводит, но стремится поддерживать дружеские отношения с институтами, страны которых находятся в политической конфронтации с Россией.
— Слава богу, нам удается поддерживать добрые связи и с Тбилисским университетом искусств, и с Киевским университетом им. Карпенко-Карого. А это во многом заслуга Белорусской академии искусств, на территории которой мы и встречаемся со студентами. ГИТИС не стремится быть старшим братом для всех, мы хотим дружить, — подытожил Заславский.