Есть ли где развернуться импортозамещателям?
В связи с блокировкой в России продуктов Meta (признана экстремистской в РФ, запрещена) возникает потребность в новых соцсетях и мессенджерах, которые, вероятно, со временем могли бы заменить Instagram и Facebook (принадлежат организации, признанной в РФ экстремистской). Помимо "ВКонтакте" сейчас в качестве альтернативы западным площадкам выступают мессенджер Telegram, соцсети "Одноклассники", ЯRus и TenChat.
Согласно статистике Mediascope 2021 года, социальными сетями пользуются 73% россиян. Наибольший среднесуточный охват у "ВКонтакте" — 31%, на втором месте — Instagram (принадлежит организации, признанной в РФ экстремистской) с охватом 24%, на третьем — TikTok с охватом 13%. У Telegram, Facebook (принадлежит организации, признанной в РФ экстремистской) и "Одноклассников" по 12%. Сейчас на российском рынке ждут появления импортозамещённого приложения — "Россграм".
"Сейчас наступила эпоха ренессанса для русских социальных сетей. Новые появляются каждый день, плюс те, кто находился “во сне”, начинают проявлять активность и заявлять о себе чаще, из последних мне попадались на глаза: VERO, “Инсайдер”, “Россграм”, Tenchat", — говорит руководитель отдела таргетированной рекламы в диджитал–бюро "Контора" Роман Плева. Насколько будут удачными эти проекты — вопрос времени.
Долго и дорого
CEO ESF Group Дмитрий Семёнов полагает, что в данный момент никакие новые российские платформы не смогут заменить продукты Meta (признана экстремистской в РФ, запрещена), так как доступ к ним по–прежнему возможен через VPN. Создатель и владелец рекламного агентства "КапитанSMM" Андрей Капитонов замечает, что уже пробовал российские соцсети Mylistory, "Я молодец", YAPPI, Plesen (сообщество любителей вина), Swap map, TenChat. "Одни только начинают свой путь, другие стали узкой тусовкой приверженцев, а кто–то вообще пропал. Ни одна соцсеть не смогла повторить путь лидеров рынка и занять более–менее глобальную нишу пользователей. Поэтому на данный момент в их пользу может сыграть лишь более сложный доступ к продуктам компании Meta (признана экстремистской в РФ, запрещена), но заменить их полностью — это сложный и долгий путь", — говорит он.
Эксперты дают разные оценки по стоимости разработки соцсетей и мессенджеров в России. Сходятся они лишь в одном — что это очень дорого и что на создание стартовой версии потребуется минимум полгода.
Директор R&D–центра IVA Technologies (ГК "ХайТэк") Виктор Петров подчёркивает, что только на разработку стоит закладывать не менее полумиллиарда рублей, а ещё придётся вкладываться в продвижение проекта, его техническую поддержку, развитие, привлечение и удержание пользователей. Окупаемость в обозримой перспективе практически нереальна.
Например, стоимость разработки Swap map составила порядка $200 тыс. Причём большая часть средств уходит на продвижение соцсети.
"Это может стоить более $10 млн, так как на данный момент в среднем один новый пользователь стоит 1$. Инвестиции окупаются не раньше чем через 5 лет, так как сначала нужно набрать базу пользователей и вкладываться в рост и только потом заниматься окупаемостью инвестиций", — рассказывает Андрей Капитонов.
Руководитель веб–студии WebTeamStorm Юрий Кушниров подчёркивает, что на разработку потребуются десятки тысяч человеко–часов. Учитывая текущую ситуацию и важность маркетинга, речь идёт о более чем 300 млн рублей только в первый год работы над проектом.
Не советуем
На первый взгляд инвестиции в соцсети кажутся привлекательными и обещают создателям высокую прибыль. Однако получить конкурентоспособный продукт не всегда удаётся. Попытки создать соцсеть, которая станет по–настоящему популярной, регулярно предпринимаются в России и по всему миру. Причём за некоторыми проектами стояли крупные корпорации с огромными бюджетами, и тем не менее продукт не оказывался востребованным.
Виктор Петров подчёркивает, что фаундеры таких проектов не могут учесть всех тех параметров, которые способны повлиять даже не на запуск, а на развитие подобной экосистемы, а хороший старт не даёт никаких гарантий, что проект в итоге окажется успешным.
Создать аналогичное по функционалу приложение, в каком–то смысле скопировав существующее, большой проблемы не составляет. Проанализировав опыт успешных предшественников, теоретически можно сделать сервис лучше.
"Впрочем, даже если предположить вариант полной интернет–изоляции России и определённой лояльности к отечественным проектам, всё равно рисков очень и очень много, а шансы на успех остаются минимальными", — заключает Петров.
Некоторые эксперты уверены, что этот рынок нельзя назвать перспективным для IT–разработчиков, так как до сих пор никто из крупнейших игроков (VK, Yandex и SBER) не анонсирует подобных проектов, хотя и располагает нужными ресурсами, командами и многолетним опытом в разработке социально ориентированных сервисов.
"Россграм", сто грамм…
Новость о блокировке Instagram (принадлежит организации, признанной в РФ экстремистской) вызвала шок у представителей малого бизнеса и блогеров, для которых эта платформа была основным или даже единственным источником заработка. Согласно отчёту Совета блогеров при Совете Федерации, из–за блокировки приложения на территории России 67% пользователей сервиса потеряют свой доход.
Это в свою очередь повлияло на фаундеров в России, которые оперативно решили запустить аналог Instagram (принадлежит организации, признанной в РФ экстремистской) на территории страны. СЕО Tiktopers Дмитрий Башкиров отмечает, что на данном этапе пока "Россграм" не проработан — начиная от названия до лэндинга, сделанного на конструкторе. Социальные сети не становятся популярными только потому, что они заменяют запрещённого конкурента, — это сложный процесс создания и продвижения продукта.
"Я думаю, большинство людей начнут пользоваться им в качестве эксперимента, но вскоре забросят", — говорит он.
Юрий Кушниров подчёркивает, что отношение некоторых разработчиков к аудитории разрушает тот образ качественных, ориентированных на искушённого пользователя решений, которыми обеспечивают нас SBER и Yandex. На старте разработчики "Россграмма" дали понять, что это маркетинговый ход и поиск инвестиций, а не серьёзная проектная работа. Чтобы разработать машинные алгоритмы и нейросети, аналогичные продуктам Meta (признана экстремистской в РФ, запрещена), потребуются большие ресурсы, опытная команда и не менее полугода.
"В данной ситуации на старте нам показали неработающий сайт, созданный на конструкторе Creatium, отсутствие концепции и идеи, а также скриншот интерфейса Instagram (принадлежит организации, признанной в РФ экстремистской), на который добавили новый логотип. Создать (и даже скопировать) стеки технологий Meta (признана экстремистской в РФ, запрещена) — трудоёмкий процесс даже для крупнейших разработчиков", — говорит Кушниров.
Эксперты считают, что аналог Instagram (принадлежит организации, признанной в РФ экстремистской) должен быть разработан в виде самобытного решения с инновационными механиками или в виде сервиса в составе более масштабного продукта, охватывающего сразу ряд потребностей пользователя.
Шаг вперёд
Развитие российского рынка соцсетей будет напрямую зависеть от того, как скоро в страну вернутся международные IT–производители. Генеральный директор ООО "Айпавлов" Лоран Акопян считает, что если это займёт больше года, то ниша станет перспективной и со временем российские разработчики вполне смогут преодолеть технологические и инвестиционные барьеры:
"Цифровая трансформация как раз в этом и состоит — когда свободные пользователи интернета с помощью таких смарт–платформ смогут в перспективе монетизировать весь свой творческий потенциал".
Повторить успех Марка Цукерберга и Павла Дурова мечтает не одна сотня или тысяча программистов, поэтому попытки создавать что–то новое были и будут. Современные соцсети уже достигли максимума в своих возможностях. Все они так или иначе повторяют функции друг друга. Создатель агентства "КапитанSMM" считает, что новым прорывом будет соединить соцсеть и виртуальную реальность. Со стремительным развитием VR–технологий, которое мы наблюдаем в последние годы, это становится возможным.