Бывшие работники «Метростроя» требуют выплатить долги по зарплате. Летом текущего года компания признана банкротом с задолженностью в 19 млрд руб.

Обсуждение перехода «Метростроя» под руку города шло давно, но всерьёз тема возникла при текущем губернаторе Петербурга Александре Беглове. В бюджете города на 2019-2021 годы почти на треть сократилось финансирование строительства метро (с 28 до 18 млрд). А нет работы – нет зарплаты, и без денег остаются не политики, а рабочие.
Невыгодные контракты стали ещё одним фактором убыточной работы компании. За прошлый год их накопилось более чем на двести миллионов рублей, в том числе и из-за разорванных контрактов города с «Метростроем» годом раньше. Процедура банкротства началась в феврале прошлого года, а летом 2021 года арбитражный суд признал «Метрострой» несостоятельным должником. Наверное, прикрыть лавочку оказалось проще, чем довести до конца начатые проекты и честно выплатить всё, что должны, перед уничтожением компании. 
В итоге более трёх тысяч работников в октябре перевелись на работу в новую компанию, где получили зарплату за переходный период из расчёта средней суммы за 9 месяцев. Но при этом остались без зарплаты по старому месту (общая сумма – полмиллиона рублей). И получат ли что-то – большой вопрос. Триста человек ещё работают в прежнем «Метрострое», чтобы довести до конца процедуру банкротства, а некоторые вообще уволились. Приглашение о переводе действительно до конца года. При этом нехватки кадров нет, наоборот, в управленческом составе перебор.
Большую часть долга по зарплате можно было бы закрыть из 400 миллионов, которые Смольный должен метростроителям. Однако он отказывается вернуть средства добровольно и готов на это только в судебном порядке. Контракты «Метростроя» на строительство новых веток и станций будут переданы компании «МССС», появившейся в октябре прошлого года.
В конце октября Смольный подписал контракт с новым подрядчиком города — «Метростроем Северной столицы» - как с единственным поставщиком в части строительства, проектирования и реконструкции. Перед этим городская администрация расторгла договоры со старым «Метростроем», признанным банкротом. Он возводил петербургскую подземку больше полувека. Но в последние несколько месяцев затруднения компании, возникавшие и раньше, обострились до предела: случился срыв сроков на трёх ветках, начались проблемы с выдачей зарплаты. Всё это приводило к забастовкам уже в 2018 году и с тех пор ситуация только накалялась. Работники отказывались терпеть покорно ждать денег, а устраивали забастовки, не выходили на работу в связи с задержками зарплаты, требовали решения проблемы. Последней каплей стала налоговая недостача, выявленная к концу 2020 года. Итог - арестованные счета и остановленное строительство станций. Глава комитета финансов Алексей Корабельников причиной такого решения называет то, что подрядчик не совладал с объёмами строительства и финансирования. В итоге средства, предназначавшиеся для метро, будут отданы на иные проекты. 
Способы покрытия долгов продолжают искать. Пока что главный – арендная плата, которую новая компания предлагает за использование оборудования, принадлежащего старой. Но это с учётом того, что право первой выплаты принадлежит налоговикам. И только потом зарплата.
http://forumupload.ru/uploads/0012/e4/56/151/t715831.jpg

6 февраля на встрече с представителями Смольного рабочим предложили схему по компенсации долгов, по которой компания-преемник «Метростроя» берёт в аренду оборудование предшественника с выплатой аванса за год вперёд. Данной суммы достаточно для погашения основного долга. Правда, МССС уже пользуется оборудованием, но куда направляются арендные деньги, работники не знают.
Второй способ погашения – продажа основных активов в феврале-апреле будущего года, согласно процедуре конкурсного производства. Правда, многим этот срок кажется нереальным. И наконец третий способ – взимание с администрации Петербурга платы за выполненную работу. Только неясно, почему никто не спешит с предложением погасить вышеназванную задолженность. И почему до сих пор не начата прокурорская проверка причин, по которым заказчик в одностороннем порядке расторг договоры, но не спешит выплачивать долги. Чьи интересы диктуют такую проволочку и как это отразится на интересах рабочих, большой вопрос.
Когда бывшие метростроевцы получат свои законные деньги и как будет работать новая компания, неизвестно. Очередь из оптимистичных прогнозов пока не выстраивается.