В прошлом учебном году стало ясно, что рынок социального питания в Санкт-Петербурге организован неэффективно. Из-за низкого уровня контроля за поставщиками возникло множество проблем, включая массовые отравления детей и чрезмерную картелизированность отрасли. Уполномоченным органам предстояло разработать действенные меры, чем и занялось петербургское Управление социального питания после смены главы Натальи Петровой на Алексея Барабанщикова.
В результате в Северной столице изменили процедуру проведения торгов за госконтракты. На первый взгляд, нововведения кажутся незначительными, но они позволили заметно снизить количество нарушений антимонопольного законодательства. Об итогах недавно рассказал нынешний глава УСП.
Как отметил Барабанщиков, этим летом множество тендеров были укрупнены, в связи с чем обязанность контролировать процедуру перешла от районных администраций к комитету по государственному заказу. Согласно законодательству, если стартовая цена контракта не превышает 40 млн рублей, то им занимается только администрация того или иного района. Учитывая, что УФАС поймал некоторых чиновников на сговорах с поставщиками, такая схема никуда не годится. Именно поэтому лоты укрупнили до 100 – 200 млн рублей, что естественно сопровождалось изменениями в составлении документов.
«В первую очередь это коснулось внедрения единой типовой закупочной документации, типового технического задания, типовых меню и требований к качеству продуктов. То есть мы постарались внедрить единые стандарты и прозрачные правила по организации питания для всех участников рынка», - пояснил глава ведомства.
Очевидно, что до этого чувствующие себя «царьками» благодаря договорённостям комбинаты выступили с критикой. Компании вроде «Артиса-Детское питание» и «Фирмы Флоридан», сами не раз уличённые в образовании картелей, давили на якобы снижение конкуренции. Мол, мелкие поставщики не смогут участвовать в укрупнённых тендерах.
Как показала практика, всё совсем наоборот. Конкуренция выросла, а заядлые нарушители закона просто переврали распоряжение УСП и других надзорных органов. В Санкт-Петербурге всего-то стандартизировали процедуру отбора исполнителей, но планка завышена не была. Так что все действующие участники рынка могли честно бороться за интересующие их госконтракты.
«В рекомендованных пределах лотов на сумму 150 – 200 млн рублей, как уже показала практика, и конкуренция бешеная была, и процедуры завершились с минимальным количеством жалоб в антимонопольную службу… Так что не было никакой реформы, но были ущемлены интересы заказчиков или поставщиков, операторов питания. Просто рынку предложили играть «в белую», без картелей, договорённостей, по единым объективным требованиям», - указал Барабанщиков.
Простора для махинаций стало гораздо меньше, поэтому «Флоридану», «Артису» и их товарищам по несчастью пришлось прибегать к другим хитростям. Частое применение демпинга во время аукционов показало, что они не остановятся ни перед чем ради получения выгоды.
Это правда, что в нашем городе применяется система торгов, при которой участники борются за счёт предложения наиболее выгодной цены, но снижать её в 2-3 раза просто непозволительно! Это же прямой путь к дешёвым просроченным продуктам и некачественным школьным обедам.
Так что работы у УСП ещё много. Благо Алексей Барабанщиков заверил, что сотрудники ведомства уже ищут решение этой проблемы, чтобы следующие тендеры были проведены, как говорится, без сучка и задоринки.