Купить вино к новогоднему столу – что может быть проще? Оказывается, среди относительно недорогих вин по одной и той же цене можно найти вина, отличающиеся друг от друга, как земля и небо! К сожалению, на полках магазинов много посредственного, второсортного и откровенно безликого вина. Конечно, вы им не отравитесь. Но и удовольствия оно вам не доставит.
Как же быть? На что смотреть на этикетке, чтобы сразу понять, достойно ли внимания вино? Оказывается, есть несколько критериев, которые помогают сразу понять, стоит ли пробовать это вино. О них читателям «МИР 24» рассказал один из ведущих российских винных экспертов, член Союза Сомелье и Экспертов России, винный критик, судья национальных и международных винных конкурсов Денис Руденко.
Не берите пестро украшенные бутылки!
Во-первых, выбирайте строго оформленные бутылки. «Ни в коем случае никогда не надо брать ни бутылки со стразиками, ни бутылки фантазийных форм, – говорит Денис Руденко. – Сложная бутылка – первое свидетельство того, что производители пытаются привлечь внимание покупателей не содержанием бутылки, а ее внешним оформлением».
По словам Дениса, общие требования к оформлению таковы. Желательно, чтобы капсула, которая закрывает пробку, была из металлической фольги, а не из термоусадочного пластика. Это косвенный признак, просто поверьте: средний уровень качества вина в бутылках с фольгой несколько выше.
Бумага этикетки должна быть матовой, а сама этикетка – строгой, напечатанной в один или два цвета. «Всякая глянцевая многоцветная печать, пестрые картинки, изображающие прыгающих ягуаров, негров с бубнами и прочую ерунду, – все это является признаком того, что в бутылке находится довольно скромное вино, — говорит он. — На вине, которое заслуживает внимания, чаще всего будет строгая этикетка с крупно написанным названием производителя или именем вина, чтобы потребитель запомнил, что именно он попробовал».
Какую страну производства выбрать
Самое лучшее соотношение цены и качества зачастую можно найти у вин из регионов, которые еще не пользуются огромной известностью. В частности, российские вина явно недооценены потребителями. Между тем, у нас много виноделен, которые делают хорошее вино, достойное праздничного стола. Но нужно выбирать продукцию хороших производителей.
«Хороших виноделен в России больше двух десятков, – говорит Денис Руденко. – Я не стану называть их все, только некоторые. Это, например, «Лефкадия», «Усадьба Дивнономорское», ростовская винодельня «Вина Ведерников». Хорошие оценки на винных конкурсах получают белые и розовые вина предприятия «Виноградники Гай-Кодзора». Большим вниманием специалистов пользуются вина Бюрнье. С интересом профессиональная среда следит за проектом «Усадьба Раевское». В последние годы хорошо выступает «Вилла Звезда», есть отличные позиции у «Виллы Виктория» и у «Шато ле Гранд Восток». Очень неплохо выглядит топовая линейка вин производства «Фанагории». Среди игристых вполне хороши «Абрау-Дюрсо» и «Кубань-вино».
Что касается импортных вин, то тут очень важна страна производства, поскольку цены на вина некоторых стран явно завышены. «Если я вижу, что относительно недорогое вино происходит из Франции, то я его, скорее всего, не куплю, – говорит Денис. – Поскольку даже самые простые, посредственные вина из Франции у нас стоят довольно дорого. И за те деньги, за которые я могу купить самое ординарное французское вино – около 650-700 рублей, – я лучше выберу вино из Испании, Португалии или стран Нового Света. За такие деньги на полках супермаркетов стоят весьма приличные, хорошо сделанные вина из этих регионов».
Со странами Нового Света, по словам эксперта, ситуация такая: в бюджетном сегменте (до 500 рублей) чаще можно купить неплохое аргентинское вино, чем чилийское или южно-африканское. «К сожалению, весь наш ритэйл, в основном, берет вина из Чили и Южной Африки с цветастыми этикетками не самого лучшего уровня, а чуть более дорогие, по-настоящему интересные вина из этих регионов почти не попадают на полки магазинов, – говорит Денис.— Поэтому из всех вин Нового Света по цене до 600 рублей я бы брал вина Аргентины. Это, на мой взгляд, те вина, которые имеют очень неплохое соотношение цены и качества в бюджетном сегменте».
Кое-где в отдельных магазинах попадаются неплохие венгерские вина, но следует учитывать, что именно венгерские вина бывают двух категорий. Первые – сладкие вина производства крупных заводов с цветными, пестрыми этикетками. Они рассчитаны на покупателей, которые помнят венгерские вина еще со времен Советского Союза. И эти вина брать не надо. Они, правда, сделаны без дефектов, но это очень простые, неинтересные напитки. Исключение из них составляют полусухие вина, сделанные в венгерском регионе Токай. Эти бывают весьма неплохи даже по цене 350-400 рублей.
По-настоящему же заслуживают внимания сухие вина небольших венгерских виноделен со строгими этикетками, которые бывают очень и очень хороши. Они стоят от 450 рублей и выше.
Молдавские вина, которые получили доступ на российский рынок, тоже неплохи, по мнению эксперта. Производители Винтури де Комрат, Вина Крикова и Квинт поставляют вино, которое вполне сравнимо с винами других стран в категории от 350 до 500 рублей. Пусть, это и незатейливые, но весьма приятно сделанные, аккуратные, чистые вина. Среди тех молдавских вин, которые попадают в Россию, сейчас больше хороших вин, чем плохих.
«С точностью до наоборот обстоит дело с грузинскими винами. – говорит эксперт. – Правда, среди грузинских вин на российском рынке можно встретить очень неплохие, такие, как Сатрапезо. Телавский винный погреб делает очень приличные вина. Скажем, Саперави производства этого завода я смело могу рекомендовать. Но одновременно из Грузии идет такая лавина всевозможных «Тбилисури» и «Алазанских долин», что качественная продукция среди них просто теряется. Дело в том, что эти названия являются никак не контролируемыми в Грузии. И вино с такими названиями может делать кто угодно и как угодно».
Покупайте молодое вино
При покупке вина нужно обязательно смотреть на год урожая. «Это большой миф, что все вина хорошо стареют, – говорит Денис Руденко. – Большая часть бюджетных вин, не приобретая ничего во вкусе, теряет за время хранения в бутылке все то хорошее, что было в вине. – Если вы видите белое вино российского производства 2013-2014 годов, не берите его – это почти стопроцентный «труп» (исключения бывают, но они весьма редки). Вино-перестарок пахнет какими-нибудь старыми газетами, картоном, остатками сушеных яблок, прелыми яблоками и чем угодно в том же духе. Вы не отравитесь, но пить это не захотите».
Чтобы вино хорошо старело, оно должно быть еще на винодельне сделано с этим расчетом. И это вина более высокой ценовой категории. Поэтому общая рекомендация: если вы не очень хорошо разбираетесь в вине, лучше берите вина помоложе. По крайней мере, вы получите чистое, аккуратное, свежее вино. Для белых вин это возраст не больше двух лет, для красных – не больше трех-четырех лет. Если вы видите на полке в бюджетном сегменте вино 2007 года, это, скорее всего, невкусное вино, утратившее свежесть, легкость и красоту аромата.
Надписи на этикетке
Наконец, вы можете взять более качественное вино, если разбираетесь в том, что написано на этикетках. Вина Старого Света с надписью «Crianza», «Reserva» и «Gran Reserva» всегда лучше, чем ординарные вина. На производство этих линеек идет более строгий отбор винограда. Эти вина выдерживаются в дубовых бочках, что придает им дополнительные оттенки аромата. Поэтому, даже если они и стоят на 100-150 рублей дороже, чем ординарные вина того же завода, брать стоит именно их. Это линейки вин более высокого уровня, чем базовое вино. А вот для чилийского вина эти надписи почти ничего не значат.
Где покупать вино
Покупать вина лучше в больших сетевых магазинах. Они работают только с проверенными поставщиками вина. Компании-однодневки просто не могут войти на этот рынок. А вот в несетевом маленьком магазине в шаговой доступности от дома вы можете легко нарваться на старое, неправильно хранившееся или откровенно слабое вино.
«Я бы рекомендовал обращать внимание на торговые сети, которые являются собственной розницей какого-то из импортеров, – говорит Денис Руденко. – У них много продукции из незнакомых россиянам винных регионов по невысоким ценам. К тому же, у них бывают отличные винные акции. Когда на рынок выносится новый лейбл, новый производитель, новая линейка какой-то винодельни, то обычно к этому продукту надо привлечь внимание покупателя. Для этого у продавцов, имеющих собственный импорт, гораздо чаще бывают различные скидки и акции, на которых по разумным ценам можно купить действительно хорошее вино».
В той же «Азбуке вкуса», которая в продуктовой части относится к категории ультра-премиум, винная витрина на удивление доступна. Здесь можно по акции «Винный рынок» купить за 480-490 рублей очень неплохие вина. В рамках этой акции обычно 10-15 наименований вин продаются по одной, весьма невысокой цене. Похожие акции бывают и в «Ароматном мире», и в «Отдохни» на те позиции, которые они импортируют сами.
«За последний год очень хорошая винная подборка появилась у магазинов сети «Пятерочка», – говорит Денис Руденко. – Там наполнением винных полок явно занимается очень хороший профессионал, и это заметно. Даже в бюджетном сегменте там можно купить вполне достойные вина».
Хорошо покупать вина в гипермаркетах, специализирующихся на очень крупной сетевой рознице. Как бы ни поворачивалась экономическая ситуация, гипермаркеты стараются предлагать своим покупателям довольно качественные вина даже за относительно небольшие деньги. Здесь также возможны различные специальные предложения, акции.
Например, очень хорошая винная подборка всегда бывает в магазинах сети «Метро». А еще там раз в месяц устраивают большую тематическую распродажу со скидкой 50% на вина определенной страны или определенной категории.
В «Ашане» ситуация с вином похуже. Но зато там есть бюджетные вина, которые продаются под собственными ашановским брендом Пьер Шано (Pierre Chanau). Это вина, которые разливают большие европейские винодельни по заказу сети «Ашан». Такие производители понимают, что недорогой продукции у них больше, чем они могут продать под собственным именем, и соглашаются на возможность продать его хоть под чужим именем. И это пусть и не выдающиеся, но чистые, аккуратные, вполне приемлемые вина. Их реальный производитель всегда указан на контр-этикетке очень мелким шрифтом.
Помните, главное – идти в сетевые магазины или гипермаркеты и уметь делать выбор на основе изучения этикетки. Вооружившись этими несложными правилами, вы сможете выбрать к новогоднему столу действительно достойное вино даже в бюджетной ценовой категории.