Недавно была опубликована финансовая отчётность крупнейших поставщиков детского питания в Петербурге. С учётом многочисленных картельных скандалов 2019-2020 годов довольно интересно проанализировать сведения, предоставленные компаниями.
Наибольший урон потерпел т.н. «Колпинский картель», в составе которого «Артис-Детское питание», «НУР», «База «Мария», «СПб Спецстрой», «Евроспецсервис» и «Лимак Нева» (и ещё две компании, полностью ушедшие с городского рынка). Единственным комбинатом, который в ушедшем году продемонстрировал прирост выручки, стал «Лимак Нева» (+35%). Остальные понесли потери в размере от 12 до 69%.
Другой картель в составе «Фирмы Флоридан» и ООО «Воскресенье» в прошлом году продемонстрировал рост доходов. «Флоридан» продолжает сохранять лидирующие позиции на рынке соцпитания в Василеостровском и Приморской районах, а «Воскресенье» практически монополизировал отрасль в Курортном районе.
Наиболее же успешным 2020 год оказался для «новичков» городского рынка. В первую очередь речь идёт о «ТЗБ Петроградская». В прошедшем году компания преодолела отметку в 1.6 млрд. рублей. Фирму зачастую связывают с главой Фрунзенского района Константином Серовым. Совместно с другим поставщиком «ТЗБ» компания фактически монополизировала рынок в Невском районе, а с приходом Серова во Фрунзенский начала расти и в этом направлении.
С районным главой также связывают группу компаний Дмитрия Левина, куда входят «ТК Северная Столица», «Северная Столица» и «Северная Пальмира». Все они по результатам прошедшего года продемонстрировали уверенный рост.
Примечательно, что условный «картель Серова» начал свою экспансию с дошкольных образовательных учреждений. В этом направлении компании гораздо реже, чем в школах, получают жалобы и критику ввиду специфики организаций. Совокупный объём выручки компаний составил чуть менее 4 миллиардов рублей в прошлом году.
Таким образом, можно проследить определённые закономерности. Несмотря на номинально большое количество игроков на рынке социального питания, реальным влиянием обладают лишь некоторые из них. Получается олигополия из нескольких крупных компаний, вокруг которых собираются фирмы помельче.
К сожалению, в отличие от Boeing и Airbus (монополистов на рынке авиастроения) в отрасли организации питания такой тип конкуренции отнюдь не идёт на пользу. чем крупнее становится фирма, тем сильнее она может пренебрегать качеством продукции для конечного потребителя. А речь, я напомню, идёт о детях. Неплохо бы надзорным органам присмотреться к ситуации