Петербургский метрополитен озаботился созданием архитектурных паспортов станций. Это будет опись всех декоративных материалов и элементов, использованных при оформлении станций, которая должна стать своеобразной инструкцией для будущих реставраторов.
Хорошую по идее инициативу заранее губит качество работы современных метростроевцев, работающих явно по принципу «ломать - не строить», хотя должно быть наоборот. Нынешняя халтура ремонтников, использующих нержавейку вместо меди и туалетную плитку вместо мрамора, лишает смысла существование вышеупомянутых паспортов. Разве что они смогут рассказать будущим поколениям, каким изначально был петербургский метрополитен.
Каждый капремонт, затеваемый желающими сэкономить горе-строителями, может изуродовать станции до неузнаваемости. К примеру, многих петербуржцев крайне возмутил факт, что в рамках капитального ремонта на станции «Маяковская» сняли все декоративные элементы и облицовочные плиты. Пассажиры небезосновательно опасаются, что в итоге мрамор с гранитом выбросят на помойку и залепят всё дешёвым пластиком. «Печальный опыт» уже капитально отремонтированных станций лишь подогревает эти подозрения.
Так, на станции «Автово» ещё десять лет назад ремонтировали потолок для усиления гидроизоляции. В ходе работ заменили несущие конструкции и декоративные элементы. В итоге многие уникальные декорации просто исчезли.
В ходе капремонта «Новочеркасской» уникальный мрамор в отделке решили заменить на гранит. Петербуржцы опять же закономерно посчитали, что дорогущий материал просто украли, заменив дешёвкой.
Новые станции метро вообще вызывают оторопь и даже отвращение. Станция «Шушары» из-за отделки стен самой дешёвой туалетной плиткой смахивает на сортир. Плитка, кстати, уже поплыла, усиливая ощущения, не продержавшись и двух лет со дня открытия. Не лучше ситуация и на «Беговой» с «Дунайской». Здесь строители её ещё и усугубили, откровенно схалтурив с гидроизоляцией. Из-за рукожопых строителей станция потекла после первых же сильных ливней, а отделка посыпалась на головы пассажирам. На фоне качества нынешних работ в метро архитектурные паспорта станут не описью, а напоминанием о былом величии.