Глядя на происходящее в Петербурге, создается впечатление, что власть и общество живут в параллельных вселенных. Проекты, планы и намерения – в одном мире, реальность – в другом.
С одной стороны – недавнее соглашение о намерении сотрудничать и развивать совместные проекты по обращению с отходами, подписанное губернатором Петербурга Бегловым, главой Ленобласти Дрозденко, председателем «Банка ВТБ» Костиным и гендиректором ПАО «Интер РАО ЕЭС» Ковальчуком, с другой – реальные проблемы с МПБО-2, которые в Северной столице никто не решает.
Никто не спорит, что любой обмен опытом полезен. Однако непонятно, каким таким опытом собираются обмениваться Беглов и Дрозденко, если они до сих пор не решили вопросы с МПБО-2, где на мусорном полигоне только за последние три недели произошло два пожара.
Проблемы, которые появились в Петербурге из-за МПБО-2, возникли по причине жадности и халатности. Руководство завода годами забивало болт на переработку отходов и копило мусор на своих площадках. Деньги с населения при этом собирались исправно согласно тарифам. Куда они делись – вопрос риторический. Когда свалка МПБО-2 достигла немыслимых объемов, а вонь от гниющих отходов стала просто невыносимой, руководство завода стало искать пути незаконного избавления от мусора.
Его вывозили на склады ЛСР в Купчино и полигон «Новоселки», закрытый в 2018 году. Только за последние три недели на свалке МПБО-2 было два пожара. Скорее всего, мусор поджигали намеренно, стремясь избавиться от него таким образом. Перерабатывать его завод, судя по всему, даже не пытается. Гораздо проще сжечь отходы, не думая о том, какой вред наносится экологии, и как страдают от этого местные жители. Руководство МПБО-2 ничего не делает, чтобы организовать и оплатить законный вывоз мусора на другие полигоны. Для этого нужны документы по классификации отходов, а их все никак не подготовят.
МПБО-2 является «спящим» мусорным региональным оператором, деятельность которого пришлось приостановить из-за некомпетентности руководства завода, накопившего более 42 тысяч тонн отходов на площадке в Янино. На второй площадке МПБО-2 на Волхонке тоже более 15 тысяч кубометров мусора. И это только по официальным данным! Неофициальные данные – более точные, а согласно им, на двух площадках скопилось более 100 тысяч тонн отходов.
Петербург оказался неспособным провести реформу мусорной системы. Профильные комитеты города занимаются попустительством и смотрят на проблему сквозь пальцы. Комитет по благоустройству не контролирует работу МПБО-2 и отмахивается от замечаний игроков рынка. Неудивительно, что в Петербурге не имеется плана мероприятий с четкими сроками и этапами перехода к новой системе обращения с отходами, а он обязан быть в соответствии со статьей 29.1 ФЗ № 89.
Власти города, похоже, забыли о том, что Петербург – культурная столица России. Ведь культура, это в том числе и забота об экологии, комфортная и безопасная окружающая среда, чистота и порядок. Нерадивые чиновники своим попустительством превратили Северную столицу в город, провонявший гниющими отходами и дымом горящих свалок. Это просто позорище!