Ливийская национальная армия отвоевала у незаконных бандформирований более 90% территории страны. Антитеррористическая операция «Аль-Карама» ЛНА перешла в заключительную фазу – освобождение столицы Триполи от террористов так называемого Правительства Национального согласия. ПНС под своим крылом собрало всех недобитых боевиков «Аль-Каиды»*, ИГ* и группировки «Братья-мусульмане»*. Файез Саррадж, глава ПНС, запросил поддержки у Анкары, и Турция немедленно отозвалась.
18 марта в Триполи доставили 25 бронетранспортеров типа MRAP Kirpi II и Vuran и четыре БПЛА модели Bayraktar TB2 турецкого производства. Причем глава МВД ПНС Ливии Фатхи Башага заявил, что вся эта военная техника будет использоваться силами МВД страны. Понятно, что её сразу бросили в бои за столицу против частей ЛНА. Вместе с дронами прибыли и техники, их обслуживающие. Предполагается, что базы беспилотников будут развернуты в Митиге и Мисурате.
Триполи и Анкара договорились уже и о второй поставке боевых беспилотных аппаратов. СБ ООН обеспокоен такой ситуацией в регионе: Турция открыто нарушает эмбарго на поставку оружия в Ливию.
«С 3 по 21 июля 2019 года самолет Ил-76 совершил шесть рейсов из Анкары в Мисрату. В грузовых манифестах и авианакладных отправителем всех шести партий опять значилось ливийское посольство в Анкаре, а получателем — Министерство внутренних дел Ливии», — указывается в докладе СБ ООН.
Также известно, что Анкара перебрасывает сирийских боевиков в Ливию морем и по воздуху. Около двух тысяч исламистов привезли в Триполи и окрестности турецкие кураторы. Причем сначала их выводят из Сирии в Турцию, а уже потом отправляют в Африку, преимущественно морем из Мерсина, но бывает и из Стамбула тоже. Об этом панарабскому изданию Arabi Today рассказал медработник из Скальбии по имени Сомар.
«За время моей работы мы встречались с террористами в госпитале, которых взяла в плен САА. Пленные рассказывали, что террористы должны были уйти с позиций по приказу Турции в конкретные районы, и оттуда в Мерсин. Эту информацию знают все люди, это ни для кого не секрет», — рассказал Сомар арабским журналистам.
Турция массово поставляет в Ливию оружие и боеприпасы. Военные корабли доставляют грузы в четыре порта, которые контролируют боевики ПНС: Хомс, Мисурата, Триполи и Сирт. Только за лето Анкара поставила силам ПНС порядка двенадцати тысяч автоматов, около сотни пулеметов, более тысячи РПГ и около сорока тяжелых минометов. Помимо оружия Турция поставила в Триполи около 180 единиц бронетехники и машин-техничек Toyota Hilux.
Активные боевые действия подразделений ЛНА вынуждают Турцию начать поставлять ПНС Ливии не только оружие и боевиков из Сирии, но и привлечь силы турецкой ЧВК «SADAT». Последняя была создана по личному приказу Эрдогана. Порядка восьмисот бойцов этой частной военной компании были передислоцированы в Ливию. Причем обратно в Турцию вывозят раненных боевиков. На данный момент в разных медучреждениях Стамбула проходят реабилитацию около шестисот радикалов из Ливии.
Турция поставляет оружие и военную технику в Ливию зачастую кораблями других стран. Но суть военной поддержки ПНС Ливии со стороны Анкары от этого не меняется. За это турки получают большие деньги, обеспечивая свой военпром выгодными заказами.
Однако эти заказы не идут просто на счет турецкой военной промышленности в общем. Боевые дроны производит военный завод «Baykar Makina». А женой технического директора предприятия Сельджука Байрактара является младшая дочь президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана. Получается, что ливийская война для клана Эрдогана кроме прочего еще и выгодный семейный бизнес.
*Организация запрещена на территории РФ.