Директор Ассоциации профессиональных пользователей социальных сетей и мессенджеров Владимир Зыков считает, что сегодня, к сожалению, у нас отсутствует системный подход в выявлении фейковой информации, которой наводнен интернет.
И вот сделан первый шаг: Роскомнадзор опубликовал открытый список интернет-страниц, где на постоянной основе размещается фейковая информация.
В сформированном реестре указано 27 источников информации, среди которых оказались как блоги в социальных сетях или каналы на YouTube, так и вполне официальные СМИ. Страницы ВКонтакте, РБК, Газеты.ru и Mash, интернет-ресурс sobytiya.info и ряд других площадок признаны распространителями недостоверной информации и откровенной лжи.
Это источники, которые уже несколько раз упоминались в исполнительных документах Генпрокуратуры РФ. Затем сведения о них направлялись в Роскомнадзор для исполнения закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации». Теперь, возможно, обновление такого перечня будет производиться еженедельно.
Владимир Зыков прокомментировал нововведение ФБА «Экономика сегодня». По мнению эксперта, это понятный, прозрачный и правильный подход. Ведь есть даже сайты, на которых информация подается в «шутливой» форме, однако многие принимают ее за чистую монету.
Эксперт в области информационной безопасности Александр Власов говорит о двух способах, препятствующих вбрасыванию лжи.
Первый – это закон о СМИ, а именно административная или даже уголовная ответственность за фейки.
Второй – это гражданское общество, для которого неприемлема такая «подача информации».
Свою силу гражданские активисты уже продемонстрировали, например, в случае с украинским блогером Вольновым, который распространял дезинформацию во время пожара в кемеровском ТЦ «Зимняя вишня».
И если сознательный гражданин заметил, что некий ресурс штампует фейки, он должен обратиться в соответствующие органы.
Ну а для того, чтобы узнать, каким площадкам нельзя доверять, теперь можно просто зайти на сайт Роскомнадзора. У ведомства давно отлажен механизм противодействия ложному контенту в Сети.
Проблема фейковых новостей действительно имеет важное общественное значение, поскольку изготовители фейков не только дезинформируют людей, но и способны посеять хаос. В принципе, прием этот далеко не нов – распространение ложных слухов всегда служило одним из инструментов войн и конфликтов. И не только горячих. Даже в торговых делах морально нечистоплотные купцы стремились с помощью откровенной лжи втюхать товар. «Не обманешь – не продашь», – говаривали они. И этой поговоркой руководствуются многие и в современном интернет-пространстве.